tanatos писал(а): Краткие итоги:1. Мария Магдалина - вероятно одна из центральных фигур Пасхальной веры. Попытка понять, что произошло с ней может ответить на вопрос о происхождении христианства.
Вообще, следует расширить вывод: изначально весть о воскресении каким-то образом связана с женщинами:
Цитата: ...Когда суббота прошла, Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Саломи́я купили ароматические травы, чтобы пойти и помазать его...Марка 16:1У Иоанна же главной фигурой выступает Мария Магдалина:
Цитата: В первый день недели рано утром, когда было ещё темно, Мария Магдалина пришла к памятному склепу и увидела, что камень уже убран от памятного склепа... (и далее до стиха 18) Иоанна 20:1: 20Именно от нее первой звучит весть о том, что Иисус воскрес:
Цитата: ...Мария Магдалина пришла с этой вестью к ученикам и сказала: «Я видела Господа!» — а затем передала им то, что он ей сказал. Иоанна 20:18Важно, что как синоптическая традиция, так и Иоанн при множестве несводимых в одно различий в описании имеют одну маленькую, но важную общую черту: первым вестником о воскресении была женщина (несколько женщин, включая Марию Магдалину, у синоптиков, только Мария Магдалина - у Иоанна).
Едва ли можно доверять историям евангелистов, которые мы находим в описаниях воскресения Иисуса, потому что все описания воскресения Иисуса невозможно свести воедино, не исказив смысл и структуру каждого из них в отдельности. Однако, возможно, в этих историях есть то, что восходит каким-то образом к реальным событиям. Событиям, что впервые мысль о воскресении Иисуса была выражена женщиной, имя которой Мария Магдалина. И, возможно, эта мысль была поддержана другими женщинами (отсюда у Марка несколько женщин, идущих в гробницу и обнаруживающих ее пустой).
А теперь внимание!
Очевидно, незадолго до смерти Иисус чувствовал, что будет умерщвлен подобно Иоанну Крестителю (или, по-крайней мере, что такая возможность существует). Однако, как эсхатологический пророк последних времен (влияние книги Даниила очевидно), он, вероятно, ожидал воскресения мертвых "в конце дней" (Даниила 12:2,13), которое, по его мнению, должно было наступить вот-вот (Матфея 10:23; Марка 13:30). Возможно, он часто говорил об этом всеобщем "воскресении в конце дней" своему кругу учеников.
Теперь представим себе, что женщины, как пишет Марк, идут в гробницу, однако придя обнаруживают, что тела в гробнице нет. Пока воздержимся от предположений, куда оно могло исчезнуть (этих причин может быть вагон и маленькая тележка). Какова реакция женщин? Усиление шока и отчаяния от того, что мало того, что над их равви надругались римские власти, казнив его как последнего преступника, так и еще не позволили похоронить по-человечески.... Учитывая особенные отношения Иисуса с женщинами (что было не типично для патриархального общества), можно представить и силу любви этих женщин к Иисусу и горечь, которую они могли испытывать.
Что было дальше?
Женщины вернулись и поведали о том, что гробница пуста, ближайшим ученикам. После этого разочарованные и удрученные горем все они вернулись в свои дома в Галилею. Однако можно представить, как многих из них терзало чувство разочарования в свете тех перспектив, о которых говорил Иисус при жизни: о скором наступлении Владычества Бога. Разве мог Бог допустить смерть такого учителя? А если допустил, то какой же в этом смысл? Может быть это признак того, что конец дней уже совсем близок, а значит начнется столь ожидаемое воскресение мертвых, о котором говорил Иисус, а значит и их учителя Бог вернет к жизни через воскрешение?
Думаю мысль о том, что смерть Иисуса - это свидетельство того, что Владычество Бога с минуты на минуту вступит в полную силу и начнется всеобщее воскресение мертвых и их учитель снова будет с ними, согревала сердца разочарованных учеников первое время и давала им утешение.
Однако проходили дни, недели, месяцы (может быть годы???), а Владычество Бога не спешило проявиться в полной силе, и всеобщего воскресения мертвых не наступало. Возможно, часть ближайших учеников смирилась с тем, что их учителя больше нет и они его уже не увидят, эсхатологический пыл в целом шел на спад.
И тут, возможно, кто-то предложил гениальную идею, оживившую начавшую было угасать эсхатологию. Может быть это была Мария Магдалина (или кто-то из других женщин, однако слишком уж важна в евангельской традиции именно Мария Магдалина), которая не только не потеряла эсхатологического ощущения за прошедшее время, но буквально ни минуты не расставалась с мыслями об Иисусе, его смерти, возможности увидеть его в "конце дней" вновь живым. Итак, идея заключалась в том, что пустая гробница и отсутствующее тело Иисуса связано с тем, что Бог УЖЕ воскресил Иисуса. Таким образом, обещанное древними пророками (Даниил) конец дней УЖЕ наступил, воскресение УЖЕ началось, а Иисус - это первенец из мертвых (сравни Колоссянам 1:18). Т.е. перспектива из будущего (ЕЩЕ НЕ) была перенесена на прошлое (УЖЕ). Не исключено, что этот вывод у Марии Магдалины сопровождался определенными экстатическими феноменами (видениями, к примеру), имевшими место на фоне ее крайнего эмоционального напряжения и высокого градуса религиозности. Эти видения могли быть подобны тем, что видят сегодня многие верующие различных религий, в т.ч. христианских (например, члены харизматических течений). В таком случае разговор Марии с "воскресшим" Иисусом из Иоанна 20:11-18 вполне может восходить к тем переживаниям, которые испытала Мария Магдалина в действительности. Наличие психических феноменов галюциногенной природы, вероятно, усилило еще более ее уверенность в выводе: исчезнувшее из гробницы тело Иисуса свидетельствует о том, что Иисус был воскрешен Богом.
Далее, Марие Магдалине удалось убедить в этом часть учеников (Петра, например, - не потому ли он также так важен в традиции и именно ему Иисус в ев. от Матфея обещает ключи царства Матфея 16:19, а также, Иоанна). С другой стороны, многие бывшие ученики Иисуса, включая, возможно, тех, кто входил в ближайший круг 12-ти, не разделили эту идею и не поверили Марие Магдалине и убежденным ею ученикам, что нашло отражение в евангельской традиции:
Цитата: ...А одиннадцать учеников пошли в Галилею на ту гору, на которую их направил Иисус, 17 и, увидев его, поклонились ему, хотя некоторые сомневались, что это был он...Матфея 28:16–17Не потому ли мы не встречаем чего-то существенного про многих учеников, входивших в число 12-ти, ни в наших Евангелиях, ни в книге Деяний? Может быть они просто не присоединились к движению, основанному на идее, что пустая могила Иисуса свидетельствовала о его воскресении. Обратите внимание, что до появления Павла (с 8-й главы) в книге Деяний рассказывается о деятельности только Петра и Иоанна (Деяния 2:14, 3:1, 11, 4:8, 13, 19, 5:3, 15), остальные же апостолы упоминаются лишь в списке из 1:13, 26, а далее по тексту при помощи обобщений «апостолы» (Деяния 5:40) или «двенадцать» (Деяния 6:2).
Из этого можно сделать вывод, что на начальном этапе главными фигурами ранней церкви были Петр и Иоанн. Это также подтверждает Павел:
Цитата:...Иаков, Ки́фа и Иоанн, которые считались столпами... Галатам 2:9Не будем подробно останавливаться на истории присоединения Иакова, родного брата Иисуса, к вновь возникшему движению. Отметим лишь, что при жизни Иисуса Иаков вряд ли входил в круг учеников. Чего только стоит сообщение Марка об отношении родственников к Иисусу в Марка 3:21:
Цитата: ...Когда его родственники услышали об этом, они пошли забрать его, говоря: «Он сошёл с ума»...Однако, возможно, Иаков был привлечен как родной брат, как кровный мостик между Иисусом воскресшим и учениками. Можно представить, как на него реагировали вновь уверовавшие: посмотрите – в жилах этого человека течет та же кровь, что и в жилах воскрешенного Иисуса!
Не исключено, что именно благодаря Иакову, бывшему, возможно, фарисеем (в книге Деяний и в Письмах Павла он предстает как еще тот законник), новое движение со временем перебазировалось в Иерусалим (игравший важное религиозное значение для евреев), где была сформирована община иудеев, уверовавших в воскресение Иисуса. При этом, на данном этапе это были 100% иудеи, отличавшиеся от других евреев только тем, что возвещали наступивший «конец дней» и начало воскресения из мертвых, в котором Иисус стал первенцем.
Итак, подведем итоги:
1. Пасхальная вера возникла не сразу после обнаружения пустой гробницы. Прошло несколько месяцев, а возможно и лет, пока кого-то, очень вероятно, Марию Магдалину, осенила идея (сопровождавшаяся экстатическими психофеноменами), что пустая гробница – это признак того, что ожидаемое в конце времен воскресение уже началось в прошлом, а именно, с их любимого учителя. Эту идею подхватили некоторые ближайшие ученики из числа 12-ти, однако, вероятно многие из тех же 12-ти так и не разделили новую веру, усомнившись в выводах Марии Магдалины и достоверности ее видений.
2. Среди принявших доводы Марии Магдалины были Петр, Иоанн и брат Иисуса Иаков.
3. Возникновение нового импульса веры было связано с изменением перспективы с Иисус ЕЩЕ НЕ воскрес, но вот-вот воскреснет в СКОРО ГРЯДУЩЕМ «конце дней», на Иисус УЖЕ воскрес, так как конец дней УЖЕ начался!
Продолжение в части-6
Комментариев нет:
Отправить комментарий