четверг, 20 января 2011 г.

Воскресение Иисуса Христа: факт или миф? Часть-4

tanatos:
Тома писал(а): п.с Жду альтернативную версию появления предания о воскресении, и обьяснение появления общины.
Итак, Фома, далее, я буду вынужден повторить одну крайне важную мысль, ранее мною сформулированную, но оставшуюся в виду Вашей чрезмерной "ревности по Бозе" за кадром:

Цитата: Тема "воскресения" интересна и важна, однако нам крайне не хватает той, самой важной, информации про первые дни, месяцы и годы, когда формировалось новое движение. 
Где оно формировалось? 
Кто были первые последователи? 
Сколько их было? 
Из какого региона началось движение: из Галилеи?  или из Иерусалима? 
Какую роль играли Мария Магдалина (а очень и вправду похоже, что ее роль была весьма велика)? 
Петр? 
Другие "апостолы", о которых повествуют евангелия? 
Почему мы ничего не знаем о деятельности большинства из них? 
Все, что мы можем с большей или меньшей достоверностью говорить об Иисусе умещается в один абзац, все, что мы можем говорить о его "воскресении" - это вообще одно предложение.  
Какое? 
После смерти Иисуса в течение определенного времени возникла вера в его воскресение. 
И это все. 
К сожалению, без этой архиважнейшей информации у нас совсем мало есть того, за что можно было бы ухватиться.
Итак, по порядку. Традиция зафиксировала, что Мария Магдалина была важной (может быть даже ключевой) фигурой в формировании предания о воскресении (Марка 16:1, Иоанна 20:1). Действительно интересный вопрос. Насколько можно судить из евангельских текстов, Мария Магдалина к тому же играла важную роль в служении Иисуса (Луки 8:2), она также была свидетелем смерти Иисуса на кресте (Марка 15:40, Иоанна 19:25).

Итак, думаю, Мария Магдалина сыграла одну из ключевых ролей в возникновении веры в воскресение.

Версии воскресения Матфея и Луки основаны на евангелии Марка. Евангелие Марка неожиданно заканчивается стихом 16:8, в нем нет явлений воскресшего Иисуса, лишь информация от "юноши, одетого в белую одежду", что Иисус восстал из мертвых. Более того, обескураживает концовка евангелия, говорящая, что женщины "вышли из памятного склепа и побежали, потому что их охватил страх и сильное волнение. И они никому ничего не сказали, потому что боялись..." Марка 16:8.
В евангелии от Марка есть один важный момент, развиваемый Матфеем и Лукой по-разному - слова юноши в гробнице:
Цитата: А теперь идите, скажите его ученикам и Петру: „Он идёт впереди вас в Галилею. Там увидите его, как он и говорил вам“». Марка 16:7: 7
Однако у Марка нет ничего о явлениях Иисуса.
Матфей приводит эти слова из Марка в следующем виде:
Цитата:  И скорее идите, скажите его ученикам, что он воскрес из мёртвых, а также скажите им: „Он идёт впереди вас в Галилею. Там увидите его“. Это то, что мне нужно было вам сказать»...Матфея 28:7: 7
"как он говорил Вам" сменилось на "Это то, что мне нужно было вам сказать", однако основной мотив остался: Иисус идет впереди учеников в Галилею, где и должны состояться явления воскресшего Иисуса.
Матфей расширяет Марка явлением самого воскресшего Иисуса, который в точности повторяет слова ангела:
Цитата:  ...На пути их встретил Иисус и сказал: «Здравствуйте!» Они подошли и, поклонившись, ухватились за его ноги. 10 Тогда Иисус сказал им: «Не бойтесь! Идите, скажите моим братьям, чтобы они шли в Галилею. Там они увидят меня». Матфея 28:9–10
Далее Матфей сообщает, что явление Иисуса ученикам состоялось именно в Галилее:
Цитата:  ...А одиннадцать учеников пошли в Галилею на ту гору, на которую их направил Иисус, 17 и, увидев его, поклонились ему, хотя некоторые сомневались, что это был он. 18 Иисус подошёл и сказал им: «Мне дана вся власть на небе и на земле. 19 Поэтому идите и во всех народах подготавливайте учеников, крестя их во имя Отца, Сына и святого духа 20 и уча их соблюдать всё, что я вам повелел. И я с вами во все дни до завершения этой системы вещей». Матфея 28:16–20: 16
А что же Лука?

Я уже разбирал это момент в теме "Ортодоксия и ересь в раннем христианстве: мифы и факты", приведу отрывок:
tanatos писал(а): Посмотрите сами, как изменяет Лука текст Марка:
Цитата: ...Они стояли в растерянности из-за этого, и вдруг перед ними появились двое мужчин в сверкающей одежде. 5 Женщины испугались и склонили лица к земле, но те сказали им: «Почему вы ищете Живого среди мёртвых? 6 [Его здесь нет. Он воскрес.] Вспомните, как он ещё в Галилее говорил вам 7 о том, что Сын человеческий будет отдан в руки грешных людей и казнён на столбе, а на третий день воскреснет».Луки 24:4–7 
Марковы (и повторенные за ним Матфеем) «Он идёт впереди вас в Галилею. Там увидите его, как он и говорил вам» превращены Лукой в «Вспомните, как он ещё в Галилее говорил вам»!
Далее, дочитав главу 24 до конца, читатель увидит, что все явления воскресшего Иисуса происходят в окрестностях Иерусалима:
Цитата: ...В тот же день два ученика шли в деревню, которая находилась примерно в одиннадцати километрах от Иерусалима и называлась Емма́ус, 14 и разговаривали друг с другом обо всём, что произошло. 15 И когда они разговаривали и рассуждали, сам Иисус подошёл к ним и пошёл вместе с ними...Луки 24:13–15
Они сразу же встали, вернулись в Иерусалим и нашли одиннадцать учеников и тех, кто был вместе с ними. 34 И те сказали: «Поистине Господь воскрес и явился Си́мону!» 35 Тогда и они рассказали, что́ случилось с ними по дороге и как они узнали его по тому, как он разламывал хлеб. 36 Когда они об этом говорили, он встал среди них [и сказал им: «Мир вам».] 37 Но они, охваченные ужасом и испуганные, подумали, что видят духа. 38 Он сказал им: «Почему вы боитесь и почему в ваших сердцах появились сомнения? 39 Посмотрите на мои руки и ноги: это я. ...Луки 24:33–39: 33
 .... 45 И тогда он полностью открыл их умы для понимания Писаний 46 и сказал им: «Так написано: Христос пострадает и на третий день воскреснет из мёртвых, 47 и на основании его имени во всех народах будет проповедано раскаяние для прощения грехов. И, начав в Иерусалиме, 48 вы будете свидетелями всего этого. 49 Я посылаю вам то, что обещано моим Отцом. Оставайтесь в городе, пока не получите силу свыше». Луки 24:44–49
А они поклонились ему и вернулись в Иерусалим с великой радостью. 53 И они постоянно были в храме, благословляя Бога... Луки 24:52–53: 52 
С этого же начинается глава 1 книги Деяний апостолов:
Цитата: 4 Встретившись с ними, он повелел: «Не уходите из Иерусалима, но ждите обещанное Отцом, о чём вы слышали от меня, 5 потому что Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены святым духом... Деяния 1:4–5
И никаких указаний идти в Галилею, как у Марка, никаких Галилейских явлений как у Матфея!! Нет, наоборот, Иисус повелевает: «Оставайтесь в городе, пока не получите силу свыше», т.е. до событий, описанных тем же Лукой в главах 1,2, - до праздника Пятидесятницы (Деяния 2:1 и далее).
Итак, наши источники разнятся: Марк умалчивает о явлениях, тем не менее информируя читателя, что они должны состоятся в Галилее, Матфей, следуя посылу Марка, направляет одиннадцать учеников в Галилею и сообщает о явлении Иисуса, а Лука засаживает учеников безвылазно в Иерусалиме (Иудея), где и происходят все явления Иисуса.

Думаю, ответ на вопрос, откуда же начало новое движение свой поход, зависит от того, сидели ли ученики в Иерусалиме, иди же ушли в Галилею.
Какие будут мнения?
Кто ближе к правде, Лука или Матфей?
И почему Марк не рассказал ничего о явлениях воскресшего Иисуса, лишь сославшись на необходимость идти в Галилею?

Думаю, правда ближе у Матфея (по крайней мере в той части, что жители Галилеи после Пасхи должны были вернуться домой - в Галилею). Лука, как это показано в теме Ортодоксия и ересь в раннем христианстве: мифы и факты, преследует свои цели, поэтому его география имеет теологический привкус.

Краткие итоги:
1. Мария Магдалина - вероятно, одна из центральных фигур Пасхальной веры. Попытка понять, что произошло с ней может ответить на вопрос о происхождении христианства.
2. Необходимо ответить на вопрос, оставались ли ученики в Иерусалиме после смерти Иисуса. Лично я думаю, что они ушли в Галилею.


Комментариев нет:

Отправить комментарий