воскресенье, 8 августа 2010 г.

Ортодоксия и ересь в раннем христианстве: мифы и факты. Часть 4

Автор "Kotik":
Танатос очень точно обозначил идеологическую цель автора Евангелия Луки и Деяний, а именно:
Цитата "tanatos": "Иерусалим играет важную роль".
Такое впечатление, что фокусной группой и адресатом обоих документов являются читатели, которым необходимо либо установить, либо вернуть авторитет центра управления христианством из Иерусалима, и для которых безусловными авторитетами являются только Иисус и Павел. В Евангелии Луки автором достигается первая часть плана - дислоцировать основную деятельность Иисуса в Иерусалиме и окрестностях, так сказать "освятить территорию" (о чем Танатос писал нам ранее).
В книге Деяний выбрана совершенная модель для достижения второй части плана - изобразить Павла так или иначе подчиненным центру управления христианством в Иерусалиме. Чтобы придать статус достоверности изложению местами выбрана стилистика от имени очевидца событий («мы-отрывки» - Деян.16:10-17, 20:5-8, 27:1-16 — все три отрывка относятся к морским путешествиям Павла, в которых автор внезапно начинает повествование от первого лица). Кроме этого документ изобилует правдивыми топографическими подробностями, упоминаниями политических деятелей и т.д. По ходу пьесы вставляются иные нравоучительные вставки, как про Ананию и Сапфиру и т.д.
Но исподволь, постепенно в умах читателей разворачивается панорама деятельности Павла, который курсирует между Иерусалимом, и собраниями на языческих территориях, собирает пожертвования и доставляет их в центр, распространяет протоколы заседаний Иерусалимского собора на подведомственных лично ему территориях.



Автор "tanatos":
Цитата "Kotik": "фокусной группой и адресатом обоих документов являются читатели, которым необходимо либо установить, либо вернуть авторитет центра управления христианством из Иерусалима, и для которых безусловными авторитетами являются только Иисус и Павел".
Очень важное наблюдение!


Особенно в свете того, что существовали другие общины, отрицавшие богословие Павла и его общин и ассоциировавшие себя с начальным Иерусалимским христианством и его родоначальником Иисусом как, например, эбиониты. Более того, Павла не только отвергали, но и считали отступником (у Луки это обвинение звучит в Деяния 21:20-22 в словах старейшин Иерусалимской общины, что, мол, есть слух, дошедший до Иерусалимских христиан в том, что Павел учит отступлению от Моисеева Закона). Именно поэтому Лука пытается показать, что Павел был в полном согласии с Иерусалимом во всех вопросах. Кстати, половину книги Деяний следовало бы назвать не Деяниями Апостолов, а Деяниями Павла. Столь важное, я бы даже сказал, ключевое место занимает Павел в этом произведении. 


Лука пытается выбить из под ног иудео-христианских отрицателей Павла стул, показывая в своем произведении, какими в действительности прекрасными были взаимоотношения Павла с Иерусалимской Общиной и ее руководством (за редким исключением), и как полюбовно решались все вопросы, в том числе и такие сложные, как отношение к Закону.





Комментариев нет:

Отправить комментарий