четверг, 5 августа 2010 г.

Ортодоксия и ересь в раннем христианстве: мифы и факты. Часть 2.

"Miri": Если сильно хотеть увидеть раздор, то увидишь обязательно.
Я вижу всего лишь различные взгляды, которые были скоррегированы после Иерусалимского обсуждения. 
Всего-то нужно прочесть непредвзято.
Интересная тема. Есть пища для мозга.  :)

Автор "Kotik"
Этот раскол ранней христианской церкви имел весьма не безобидные последствия, это видно по тем усилиям, которые прилагал автор Деяний и авторы некоторых Посланий, чтобы затушевать истинные масштабы противостояния.
Но сначала одна предпосылка.
Необходимо осознавать, что автор Деяний не был независимым пересказчиком тех событий (биографом Павла),
а являлся заинтересованной личностью в изложении событий, так сказать, в назидательном тоне в угоду вероучению. Т.е. автор описывал события под особым углом зрения и с определенной целью. Ярчайшим подтверждением является глава 5 книги Деяний – трагедия Анании и Сапфиры. Если кратко, то там излагается вопрос о необходимости материальных пожертвований. Скажите, можно ли всерьёз воспринимать сообщение о том, что христианская община обошлась с этими людьми подобным образом, а именно, когда Анания получил РАЗРЫВ СЕРДЦА из-за того, что его отчитал Пётр, «юноши» по-быстрому его зарыли, даже не сообщив жене. Когда через три часа пришла жена, то Пётр, вместо того, чтобы сообщить, что Сапфира стала вдовой и утешить её, с порога стал укорять её по поводу сокрытия пожертвований, а в конце совершенно проклял словами «и тебя вынесут». У Сапфиры незамедлительно случался удар. Её тоже зарыли как собаку рядом с мужем. Что ж, милый и любвеобильный христианский метод раскулачивания. Не хочется верить, что это правда. Вывод – это притча, рассчитанная на впечатлительных читателей, чтобы не забывали жертвовать по максимуму. А отсюда проистекает следующий вывод – книгу Деяний необходимо читать между строк. А между строк обнаруживается много чего интересного.

При внимательном рассмотрении в книге Деяний заметно, что апостол Павел являлся изгоем по отношению к председательствующему в Иерусалиме Иакову. А Пётр болтался между ними, и никак не мог определиться под чью дудку плясать. Вспоминается его изменившееся лицемерное поведение «при прибытии некоторых от Иакова». Это черта характера Петра никуда не делась ещё со времен его отречения от Христа «при петухах».
Именно этот раскол Иаков-Пётр-Павел старается сгладить, затушевать (но скорее не акцентировать) автор Деяний. Иаков был внушительной фигурой не только для уверовавших в Христа Иудеев, но и для иудейских законников, т.к. он ПРОДОЛЖАЛ СОБЛЮДАТЬ ОБРЯДЫ ЗАКОНА МОИСЕЕВА. Грубо говоря, он был «коронованный авторитет», хотя не являлся апостолом. Чем же ещё можно объяснить, что во времена жесточайших гонений на христиан в Иерусалиме со стороны Иудеев, Иакова и пальцем не трогали? В Деяния 8:1 указано, что сбежали все, кроме Апостолов. Наверняка, речь идёт в том числе об Иакове. Некоторые могут предположить, что он просто прятался. Но, как следует из сообщения, Савл произвёл основательную повсеместную зачистку «из дома в дом», среди населения Иерусалима численностью, как в сегодняшнем среднем городишке в 50000.
Пиком конфликта является Иерусалимский собор под председательством Иакова. Зачинщиками конфликта были «Иаковские», они принуждали язычников обрезываться и шастали по следам Павла, по собраниям, которые он основал и принуждали уверовавших из язычников терять крайнюю плоть, чем спровоцировали Павла на послания к Галатам, где он местами по тексту почти переходит на мат в их адрес.  Так вот, в своей пламенной речи из Деяния 15:14-21, Иаков слово в слово озвучил список требований для язычников ИЗ КНИГИ ЛЕВИТ 17 ГЛАВА, и не замедлил сослаться на Моисеев закон в 21 стихе. Т.е. ИАКОВ НЕ ВВОДИЛ НИКАКИХ НОВЫХ ХРИСТИАНСКИХ ПРАВИЛ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЯЗЫЧНИКАМ, КОТОРЫМ И РАНЕЕ НЕ ТРЕБОВАЛОСЬ ОБРЕЗАТЬСЯ, А ПРОСТО ПРЕДЛОЖИЛ ОСТАВИТЬ ВСЁ ПО-СТАРИНКЕ, ПО СТАРОВЕРСКИ – ПО МОИСЕЕВУ ЗАКОНУ.  Автор Деяний изобразил обстановку того спора в спокойных тонах. А между строк читается, что каждый остался при своём мнении. Иаков – при соблюдении Закона, а Павел, не успев завернуть за угол, снова начал критиковать соблюдение Закона, о чём красноречиво свидетельствует его послание Галатам, где он прямо говорит, что «не празднует» всяких там апостолов с их заморочками, а некоторых и в глаза не видел, чему несказанно рад (Галатам 1:17-19; 2:4).

Павел был апостолом язычников, он с ними общался, проживал у них. Для иудео-христиан, кто продолжал придерживаться Моисеева Закона – это было не последним нарушением, т.к. тесное общение с язычниками для них было сродни осквернению. Именно поэтому в своё время Петр, «по прибытию некоторых от Иакова», начал «морозиться» от язычников. Похоже, к самому Павлу, со стороны «Иаковских» было такое же отношение. Вспомним главу 21 книги Деяний. КАКОВ КОНТЕКСТ? Мало того, что Павла не захотел принять и поселить у себя никто из иудейских христиан, видимо сторонясь скверны, как Пётр (Павла поселили у уверовавшего язычника, где-то на задворках – стих 16), но не успев зайти к Иакову (стих 18) «Павловские» услышали уже знакомую до зубной боли пламенную речь о необходимости исполнения Моисеева закона, и демонстрацию роста количества «Иаковской» братии  до тысяч. В итоге, на Павла надавили авторитетом, и принудили исполнить статьи Моисеева Закона, и он пошёл в храм. А ТЕПЕРЬ САМОЕ ГЛАВНОЕ!!! Иаков не мог не знать, что, учитывая известность личности Павла, заставлять его идти в храм и торчать там все дни очищения – подобно гибели. Это – подстава. Так и произошло. Павла арестовали. Далее в книге Деяний мы ни разу не читаем, чтобы, несмотря на авторитет в Иерусалиме Иаков предпринял, хотя бы ничтожную попытку помочь брату Павлу в заключении. Павел после этого ареста больше никогда не окажется на свободе. В конце концов, его ждёт гибель. И виной этому, излишнее рвение Иакова по соблюдению Закона. Кто знает, может быть именно с целью затушевать вину Иакова, автор Деяний, вводит в повествование персонажа по имени Агав (Деяния 21:1-13), который предсказывает, что Павла возьмут под стражу по воле Бога.
Что ж, это очень удобная аргументация - виноват в аресте Павла авторитетный Иаков, а значит на то воля Бога. Похоже, некоторые религии хорошо освоили этот метод аргументации.
Итак, каковы последствия  "всего лишь различных взглядов":
1. Прогрессирующий конфликт Павла с Иерусалимским представительством церкви.
2. Арест, последующая казнь Павла.
3. Соглядатайство, наушничество, слежка "Иаковской" братии за языческими собраниями.
4. Раздвоенность поведения Петра, повод для его нареканий.
5. Попытка затушевать конфликт автором Деяний, в итоге искажение реальной ситуации.
Список можно продолжить.......

Комментариев нет:

Отправить комментарий