четверг, 5 августа 2010 г.

Ортодоксия и ересь в раннем христианстве: мифы и факты. Часть 1.

На одном ресурсе (JW-forum), посвященном проблемам жертв тоталитарной секты Свидетелей Иеговы, состоялась интереснейшая дискуссия, посвященная проблеме "православия" и "ереси" в раннем христианстве. Администрация форума через некоторое время после открытия темы, пользовавшейся достаточно большой популярностью у участников форума, приняла решение снести ее в ВЫСЕЛКИ (так называется раздел для "маргинальных тем, не соответствующих формату данного форума" согласно определению администрации). К сожалению, данный раздел могут читать только зарегистрированные пользователи, прошедшие дополнительную инициацию. Однако, как мне представляется, дискуссия интересна и должна быть вынесена для публичного обозрения. В связи с этим я решил в своем блоге разместить наиболее интересные материалы из нее. Итак, вниманию почтенной публики представляется тема "Ортодоксия и ересь в раннем христианстве: мифы и факты"


Пункт 5 Правил JW-форума гласит: "Право собственности. Каждый, оставляющий пост на форуме, должен осознавать, что после утраты права на редактирование информация становится интеллектуальной собственностью форума, копирование и размещение материалов в интернете разрешено только с указанием web-ссылки".
В соответствии с этим в своем первом посте по теме я даю ссылку на JW-форум, материалы которого буду использовать в этом посте и дальнейших, объединенных названием "Ортодоксия и ересь в раннем христианстве: мифы и факты".  Приводимые здесь материалы могут быть отредактированы в соответствии с целесообразностью и здравым смыслом, а также стилистически.


P.S.  Ник-нейм вашего покорного слуги на JW не отличается от ник-нейма владельца этого блога.
P.P.S. Цитаты из Библии, если не указано иначе, приведены из издания "Священное Писание - Перевод нового мира" или "Синодального перевода"


Ортодоксия и ересь в раннем христианстве:
мифы и факты. Часть 1.


Автор "tanatos": 

Несколько цитат из одного обсуждения на форуме:







"Anatol_77": Что касается отцов церкви, напомню, плевелы были посеяны сразу после смерти Апостолов, так что уже во втором веке - не было того чистого христианства. 
"Старший Брат": Если очень кратко, то Православную Церковь создал Иисус Христос, а остальные церкви создали люди. У них это получилось не так хорошо, как у Господа Нашего.
А ведь как Православная (Католическая, или какая-нибудь иная вновь очищенная от плевел) церковь, происходящая от апостолов, так и посеянные после Апостолов плевелы отступничества - широко распространенные иллюзии, которым со всей серьезностью внимали на протяжении столетий миллионы как "ортодоксов", так и "еретиков" (при всей в действительности относительности терминов "ортодоксия" и "ересь"; так, например, для СИ ортодоксия - это ведомая духом Организация, а "ересь" - все остальные "католики" и "православные" вкупе с иными "исказителями" слова Божия).

Сложившаяся к IV в н.э. религиозная система, воспринятая в итоге Римским государством как официальная религия и названная ортодоксальной верой, была по сути результатом сложного эволюционного процесса, характеризовавшегося ожесточенной борьбой самых различных течений внутри "христианства". Христианства, которое НИКОГДА не было чем-то единым и монолитным. НИКОГДА, начиная уже с первых десятилетий своего существования как более или менее организованного движения. Чего только стоит линия разрыва между Иерусалимской общиной и  Павлом (как при этом не старается автор книги Деяния всеми силами сгладить этот разрыв, пытаясь представить Павла чуть ли не представителем среди неевреев Иерусалимской Церкви - альма-матер, по Луке, всего христианства). Однако вся эта история разбивается в пух и прах риторикой и аргументацией Павла в послании Галатам (достоверным, кстати, посланием Павла), где "на орехи" достается даже "основателю Церкви" Петру:

Галатам 2:11–13: 11 Однако, когда Ки́фа пришёл в Антио́хию, я противостал ему, потому что он заслуживал осуждения. 12 До прибытия некоторых людей от Иакова он ел с теми, кто был из других народов; когда же они прибыли, стал сторониться и отделяться, опасаясь обрезанных. 13 В этом притворстве к нему присоединились и остальные иудеи, так что даже Варна́ва был вовлечён в их притворство...
Что думал Павел о сторонниках обрезания, коими были христиане Иерусалима (в том числе, вероятно, и сам Иаков, брат Иисуса, а также те, которые пришли от него - "некоторые люди от Иакова", можно судить по терминологии, которую Павел не стеснялся применять к ним:

Галатам 2:4: ...лжебратья...
Галатам 4:17: ...Они стремятся привлечь вас не из добрых побуждений, а из желания разлучить вас со мной...
Галатам 5:12: ...Те же, кто пытается вас поколебать, сами могут хоть оскопиться (т.е. кастрировать себя, tanatos)...
Для подавляющего же большинства христиан Иерусалима Павел был "еретиком", чего даже Лука не может заретушировать:

Деяния 21:20–22: 20 Услышав это, они стали прославлять Бога и сказали ему: «Видишь, брат, сколько тысяч верующих среди иудеев, и все они ревностны к Закону. 21 Но до них дошли слухи о тебе, что всех иудеев, живущих среди других народов, ты учишь отступничеству от Моисея, говоря, чтобы они не обрезали детей и не поступали по обычаям. 22 Что же делать? ...
Иерусалимские христиане относились к Моисееву Закону со всем почтением, так было и через несколько десятилетий среди христиан, которые придерживались взглядов ранних Иерусалимских верующих, что отражено в послании Иакова, где Закон Моисея назван Законом Свободы (Иакова 1:25) и Царским Законом (Иакова 2:8).

Итак, вопрос, "обрезания" и отношения к Моисееву Закону - вот оно яблоко раздора между Павлом и его пониманием христианства и Иерусалимскими христианами, включая Иакова, родного брата Иисуса, а также, возможно, Петра. Нам, кстати, неизвестно, после Антиохийского разрыва были ли налажены отношения между Петром и Павлом. Псевдоэпиграф 2-Петра не в счет как очевидная подделка с целью, в том числе, представить ситуацию в выгодном свете (в 2 Петра 3:15), мол, Петр принимал учения Павла, правда признавая, что они неверно толкуются некоторыми, кто и прочие "Писания" привык извращать...

Одни видят христианство не как новую веру, но как обновленный пришествием Мессии иудаизм, в котором никто не отменял "вечные" законы, данные Израилю, другие же проводят активную политику разрыва с иудейскими корнями, доходя до неслыханного - до отмены какой-либо необходимости не только обрезываться (традиция, существующая, согласно преданию, со времен Авраама), но даже до полной отмены самим Яхве данного Закона.

И кто тут "ортодокс", а кто "ересиарх"?

Кто Апостольская Церковь, а кто "сеятель плевел"?

Кто слуги Божии, а кто служители Сатаны?

Иаков или Павел?

Христиане Иерусалима или христиане языческих церквей, организованных Павлом?


Комментариев нет:

Отправить комментарий