пятница, 6 августа 2010 г.

Ортодоксия и ересь в раннем христианстве: мифы и факты. Часть 3

Автор "tanatos" 
Еще несколько слов о Луке как об авторе.

Его цель становится очевидной, если внимательно проанализировать специфические моменты в двух им написанных произведениях: Евангелии и книге Деяний.

По Луке путь Иисуса – это путь в Иерусалим.  Иерусалим играет важную роль.

Начиная с повествования о Рождестве:

1) 1-я глава – события и персонажи связаны с Иерусалимом
2) Иосиф и Мария направляются в Вифлеем, что соседствует с Иерусалимом, где и рождается Иисус (Луки 2:1-7)
3) Через несколько дней после рождения Иисуса родители его приносят в храм в иерусалим для принесения жертвы очищения, где произносит свое пророчество Симеон и Анна (Луки 2:22 и далее)
4) Только Лука сообщает о ежегодном посещении Иерусалима Иисусом, делая особый акцент на случае, произошедшем с Иисусом в 12 лет (Луки 2:41 и далее).

Далее, описывая служение Иисуса Лука представляет его как путь Иисуса в Иерусалим. Начавшись в Галилее (Луки 4:14-9:50) Иисус следует в Иерусалим через Самарию и Иудею (9:15-19:27), а в 19:28 и далее описывается Иерусалимский период служения Иисуса, заканчивающийся гибелью Иисуса в Иерусалиме.

Роль Иерусалима в богословии Луки особенно становится очевидной, если посмотреть, как местами Лука поступает с одним из источников своего повествования – Евангелием от Марка. Согласно Марку после смерти Иисуса женщины  Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Саломи́я пришли в памятный склеп, чтобы подготовить тело к погребению,  однако в склепе они видят юношу, «одетого в длинную белую одежду», который сообщает им, что Иисус воскрес. Для нас интерес представляет следующий отрывок:
Марка 16:5–7: ...Войдя в памятный склеп, они увидели, что справа сидит юноша, одетый в длинную белую одежду, и застыли в изумлении. 6 Он сказал им: «Не удивляйтесь. Я знаю, что вы ищете Иисуса-назаретя́нина, которого казнили на столбе. Он воскрес, его здесь нет. Посмотрите, вот место, где его положили. 7 А теперь идите, скажите его ученикам и Петру: „Он идёт впереди вас в Галилею. Там увидите его, как он и говорил вам“».
Согласно этому отрывку, ученики и Петр должны последовать в Галилею, куда воскресший Иисус пошел «впереди их». Евангелист Марк более ничего не сообщает о явлениях воскресшего, неожиданно прерывая свое повествование:
Марка 16:8: 8: Они вышли из памятного склепа и побежали, потому что их охватил страх и сильное волнение. И они никому ничего не сказали, потому что боялись....
Слова, присутствующие после 8-го стиха во многих переводах Библии, например в Синодальном, в действительности отсутствуют в наиболее надежных древних рукописях и являются поздней вставкой, вероятно связанной с недоумением читателей неожиданным концом этого евангелия (никаких явлений воскресшего, никакой информации об учениках).

Матфей, который также, как и Лука, использовал в качестве одной из основ евангелие Марка развивает это обещание, вводя в повествование явление женщинам и самого Иисуса, который повторяет слова ангела о необходимости идти ученикам в Галилею:
Матфея 28:5–10: 5 Ангел сказал женщинам: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете Иисуса, которого казнили на столбе. 6 Его здесь нет. Он воскрес, как и говорил. Подойдите, посмотрите на место, где он лежал. 7 И скорее идите, скажите его ученикам, что он воскрес из мёртвых, а также скажите им: „Он идёт впереди вас в Галилею. Там увидите его“. Это то, что мне нужно было вам сказать». 8 Они поспешно вышли из памятного склепа и в страхе и с великой радостью побежали рассказать об этом его ученикам. 9 На пути их встретил Иисус и сказал: «Здравствуйте!» Они подошли и, поклонившись, ухватились за его ноги. 10 Тогда Иисус сказал им: «Не бойтесь! Идите, скажите моим братьям, чтобы они шли в Галилею. Там они увидят меня».
В итоге все явления воскресшего Иисуса по Матфею происходят в Галилее:
Матфея 28:16–20: ...А одиннадцать учеников пошли в Галилею на ту гору, на которую их направил Иисус, 17 и, увидев его, поклонились ему, хотя некоторые сомневались, что это был он. 18 Иисус подошёл и сказал им: «Мне дана вся власть на небе и на земле. 19 Поэтому идите и во всех народах подготавливайте учеников, крестя их во имя Отца, Сына и святого духа 20 и уча их соблюдать всё, что я вам повелел. И я с вами во все дни до завершения этой системы вещей»...
А что же Лука?
Посмотрите сами, как изменяет Лука текст Марка:
Луки 24:4–7: ...Они стояли в растерянности из-за этого, и вдруг перед ними появились двое мужчин в сверкающей одежде. 5 Женщины испугались и склонили лица к земле, но те сказали им: «Почему вы ищете Живого среди мёртвых? 6 [Его здесь нет. Он воскрес.] Вспомните, как он ещё в Галилее говорил вам 7 о том, что Сын человеческий будет отдан в руки грешных людей и казнён на столбе, а на третий день воскреснет».
Марковы (и повторенные за ним Матфеем) «Он идёт впереди вас в Галилею. Там увидите его, как он и говорил вам» превращены Лукой в «Вспомните, как он ещё в Галилее говорил вам»!

Далее, дочитав главу 24 до конца, читатель увидит, что все явления воскресшего Иисуса происходят в окрестностях Иерусалима:
Луки 24:13–15: ...В тот же день два ученика шли в деревню, которая находилась примерно в одиннадцати километрах от Иерусалима и называлась Емма́ус, 14 и разговаривали друг с другом обо всём, что произошло. 15 И когда они разговаривали и рассуждали, сам Иисус подошёл к ним и пошёл вместе с ними...
Луки 24:33–39: 33 Они сразу же встали, вернулись в Иерусалим и нашли одиннадцать учеников и тех, кто был вместе с ними. 34 И те сказали: «Поистине Господь воскрес и явился Си́мону!» 35 Тогда и они рассказали, что́ случилось с ними по дороге и как они узнали его по тому, как он разламывал хлеб. 36 Когда они об этом говорили, он встал среди них [и сказал им: «Мир вам».] 37 Но они, охваченные ужасом и испуганные, подумали, что видят духа. 38 Он сказал им: «Почему вы боитесь и почему в ваших сердцах появились сомнения? 39 Посмотрите на мои руки и ноги: это я. ...
Луки 24:44–49: .... 45 И тогда он полностью открыл их умы для понимания Писаний 46 и сказал им: «Так написано: Христос пострадает и на третий день воскреснет из мёртвых, 47 и на основании его имени во всех народах будет проповедано раскаяние для прощения грехов. И, начав в Иерусалиме, 48 вы будете свидетелями всего этого. 49 Я посылаю вам то, что обещано моим Отцом. Оставайтесь в городе, пока не получите силу свыше».
Луки 24:52–53: 52 А они поклонились ему и вернулись в Иерусалим с великой радостью. 53 И они постоянно были в храме, благословляя Бога... 
С этого же начинается глава 1 книги Деяний апостолов:
Деяния 1:4–5: 4 Встретившись с ними, он повелел: «Не уходите из Иерусалима, но ждите обещанное Отцом, о чём вы слышали от меня, 5 потому что Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены святым духом...
И никаких указаний идти в Галилею, как у Марка, никаких Галилейских явлений как у Матфея!!!Нет, наоборот, Иисус повелевает: «Оставайтесь в городе, пока не получите силу свыше», т.е. до событий, описанных тем же Лукой в главах 1,2, - до праздника Пятидесятницы (Деяния 2:1 и далее).

Ключевой богословский аспект Луки – Иерусалим. Иерусалим, куда шел Иисус и откуда должно начаться торжественное шествие христианства. Галилея никак не вписывается в богословскую концепцию Луки, поэтому он и правит Марка, ловко изменяя слова «идите в Галилею» на «вспомните, как он говорил в Галилее».

Это необходимо Луке, чтобы показать, что христианство с самого начало имело преемственность с Иисусом через апостолов, находившихся в Иерусалиме, а затем концентрическими кругами начало свое распространение из этого города «по всех вселенной».
Однако, и это очевидно, в построении своих произведений Лука богослов – это да, но никак не историк.

Ранее, в посте Котика, показан прекрасный пример мифотворчества Луки в отношении  случая Анании и Сапфиры. Не меньший миф – история излияния духа святого на  Апостолов и учеников. Автор евангелия от Луки, будучи, вероятно, членом харизматической общины, подобно Павловым практиковавшей глоссолалию (думаю, ничем не отличавшейся от практики современных пятидесятников и им подобных), осуществляет экстраполяцию этих практик на древнюю Иерусалимскую общину. Таким образом, он приписывает ранним ученикам то, что практиковали ряд христианских общин в более позднее время, возможно, начиная с Павла (впрочем, тут не буду догматичен).
Кроме того, одним интересным моментом является то, что Лука приписывает глоссолалии то, чем она не обладает в действительности – способность выражать нормальные мысли на неизвестных языках:
Деяния 2:1–11: 2 В день, когда проходил праздник Пятидесятницы, все они собрались в одном месте, 2 и внезапно с неба донёсся шум, как от сильного порывистого ветра, и наполнил весь дом, в котором они сидели. 3 И они увидели языки, как бы огненные, которые разделились, и на каждого из них опустился один, 4 и все они исполнились святого духа и стали говорить на разных языках, как дух давал им способность говорить. 5 В то время в Иерусалиме находились иудеи, люди богобоязненные, из всякого народа, который есть под небом. 6 И когда донёсся этот звук, собралось множество людей, и все недоумевали, так как каждый слышал, что они говорят на его родном языке. 7 Они изумлялись и удивлялись, говоря: «Смотрите, разве все эти говорящие не галиле́яне? 8 Как же мы, каждый из нас, слышим собственный язык, знакомый нам с рождения? 9 Парфя́не, мидя́не, эламитя́не и жители Месопотамии, Иудеи, Каппадо́кии, По́нта и Азии, 10 Фри́гии, Памфи́лии, Египта и частей Ливии, прилегающих к Кире́не, а также приезжие из Рима, иудеи и прозелиты, 11 критя́не и аравитя́не — все мы слышим, как они говорят на наших языках о величественных делах Бога». 
Однако, например, Павел считал, что «говорение на языках» не может никого назидать:
1 Коринфянам 14:1–5: .... 2 Говорящий на языке говорит с Богом, а не с людьми: никто не понимает услышанного, в то время как он говорит духом священные тайны. 3 А пророчествующий укрепляет, ободряет и утешает людей своими словами. 4 Говорящий на языке укрепляет себя, а пророчествующий укрепляет собрание. 5 Я бы хотел, чтобы вы все говорили на языках, хотя лучше, чтобы вы пророчествовали...(и далее до конца главы).
Однако, и Лука вынужден признать: глоссолалия далеко не всеми воспринималась  как «иностранный язык»:
Деяния 2:13: ...А другие, насмехаясь, стали говорить: «Они напились сладкого вина»...
Таким образом, начало христианства (по Луке с излияния Духа в Пятидесятницу, что выразилось в «говорении на языках») – еще один миф Луки, конструируемый им в целях проведения преемственности между практикой своей общины и ранней Иерусалимской общиной.
А необходимость проведения этих линий преемственности была как нельзя кстати необходима, потому как о расколах автор Луки и Деяний знал не по наслышке.

Однако об этом позже...

Комментариев нет:

Отправить комментарий