понедельник, 20 декабря 2010 г.

Wikileaks: правда – не измена

Из массы прочитанного в сети обратил внимание на статью Райана Галлахера на полит.ру. Интересный краткий обзор-анализ того, что происходит с сегодняшним миром благодаря Интернету.  Действительно, то, что происходит сейчас с ВикиЛикс должно было рано или поздно начатся. Подозреваю, что всевозможные Ликсы станут вскоре совершенно стандартным делом в Сети, как сейчас поиск знакомых или друзей через социальные сети и через прочие оставленные ими в Сети следы (совершенно немыслимая ситуация даже 10 лет назад). 


Привожу ниже текст полностью. 


Wikileaks: правда – не измена

Считает британский публицист Райан Галлахер

«Нет такого преступления, нет такой хитрости, нет такого обмана, нет такого мошенничества или порока, который бы не существовал за счет засекреченности».
Джозеф Пулитцер [1].
Приблизительно в 6 часов в среду Amazon отключил wikileaks.orgот своих серверов, после того как Комитет по национальной безопасности США подверг его массированному и агрессивному давлению. Этому предшествовали три насыщенных дня «кабельгейта» [2] – крупнейшей в истории утечки информации. В предстоящие месяцы медленно, но неизбежно будут опубликованы 251 287 сообщений из более 250 посольств и консульств США. Среди этих материалов есть заявления о коррупции, утаиваниях и тайных соглашениях между чиновниками США и Великобритании; на всеобщее обозрение выставлены грязные секреты. Политики, дипломаты и корпорации всего мира теперь трепещут: не окажутся ли они следующими?
Международная реакция свидетельствует о том, что последствия «кабельгейта» будут значительными. Wikileaks изменяет мир, не дожидаясь приглашения, и политический истеблишмент этого не одобряет. По всему миру полным ходом идет охота на ведьм в лице Джулиана Ассанжа, одного из основателей ресурса Wikileaks и главного его представителя. Видные американские политики говорят, что Ассанжа нужно «затравить» и «покарать»; они хотят, чтобы его выдали и судили в соответствии с американским законом о шпионаже, принятом в 1917 г., во времена «красной угрозы», когда шла борьба с социалистами и пацифистами. «Нужно, чтобы Обама распорядился <устранить Ассанжа>; возможно, для этого понадобиться беспилотный самолет или еще что-то», – сказал профессор Том Фланаган, бывший советник канадского премьер-министра Стивена Харпера. А во Франции, на родине Просвещения, Wikileaks назвали «угрозой демократии».
Даже Дэвид Кэмерон, истовый приверженец «новой политики», резко осудил Wikileaks и его участие в кабельгейте. «Мы осуждаем несанкционированную публикацию секретной информации, – сказал в понедельник его представитель. – Правительствам необходима возможность действовать в условиях конфиденциальности, когда дело касается такого рода информации». А ведь всего 10 месяцев назад, в феврале, Кэмерон во всеуслышание заявил о своей приверженности идее открытого правительства и прозрачности. «Солнечный свет – лучшее средство дезинфекции», – сказал он тогда.
Правда, в феврале Кэмерон еще не был премьер-министром. Он тогда изображал свежего кандидата с прогрессивными взглядами – альтернативу уродливому политическому прошлому. Он мог себе позволить разглагольствования о таких неслыханных вещах, как «открытое правительство» и «прозрачность», потому что проверить, каков он будет на этом поприще, было всё равно невозможно. Он мог говорить аудитории то, что она хотела услышать, а потом, вступив в должность, отказаться от этих идей – древнейший прием в мировой практике. Его позиция по отношению к «кабельгейту» свидетельствует о том, что с принципом «прозрачности» он именно так и поступил, причем вполне открыто.
До настоящего момента стратегия Кэмерона в отношении «кабельгейта» сводилась к избеганию и отрицанию. «Мы не будем вдаваться в подробности, касающиеся этих документов», – заявил его представитель. Вместо этого премьер-министр отправился в Цюрих вместе с Дэвидом Бекхэмом и принцем Уильямом, чтобы представить заявку на проведение чемпионата мира 2018 г. у них в стране. Но он не сможет долго избегать навязчивой реальности и игнорировать это разоблачение. Согласно опубликованным на настоящий момент материалам переписки, британские должностные лица не только обещали защищать интересы США в ходе «иракского расследования», но и заключили с США сделку, согласно которой Америка сможет хранить на территории Британии кассетные бомбы, несмотря на то что Гордон Браун подписал запрет на кассетные боеприпасы. Там говорится, что вопрос о кассетных бомбах сознательно скрывали от парламента и что это одобрил министр иностранных дел Дэвид Милибэнд.
Естественно, в результате всего этого возникают серьезные вопросы по поводу загнивающей культуры закулисной демократии, которая распространена по всему западному миру и в которой Британия принимает живое участие. Те, кто критикует Wikileaks, утверждают, что дипломатическая засекреченность в некоторых случаях полностью оправданна и необходима – но ведь не тогда, когда она служит питательной средой для распространения «правительственной коррупции», как это назвал Ассанж.
Главная проблема в том, что эта «правительственная коррупция» простирается так далеко. Она поколениями укоренялась у политического класса на генетическом уровне; в этом причина того, что политики высшего уровня повсеместно сопротивляются идее полной прозрачности, которую отстаивает Wikileaks.
При этом политики и прочие власть имущие, жаждущие расправы над Ассанжем, в спешке забыли, что он всего лишь представитель организации. Он человеческое лицо Wikileaks, сильная, смелая и в высшей степени принципиальная личность. Он решительно и бескомпромиссно добивается правды и справедливости, и это весьма похвально. И пусть они даже повесят или четвертуют Ассанжа, Wikileaks всё равно будет жить и даже процветать. «Вы можете убить человека, но вы не убьете идею», – сказал когда-то правозащитник Медгар Эверс.
А идея состоит именно в том, во что превратился Wikileaks. Это уже не просто вебсайт – это чистое выражение демократических идеалов; это мировоззрение, реализованное силой технологий. Власти могут осуждать Wikileaks и пытаться его подавить, но ситуация уже давно вышла из-под их контроля. Благодаря Интернету возникло новое пространство для борьбы. Все традиции теперь оказались под сомнением. Ставки сделаны.
[1] "There is not a crime, there is not a dodge, there is not a trick, there is not a swindle, there is not a vice which does not live by secrecy".
Джозеф Пулитцер (Joseph Pulitzer, 1847 – 1911 гг.) – американский журналист и издатель. Вел энергичную борьбу с коррупцией. Считается родоначальником желтой прессы.
[2] Слово «кабельгейт» перешло в русскоязычные СМИ из англоязычных (“Cablegate” от англ. “cable” – телеграмма); так стали называть скандал, разразившийся из-за того, что Wikileaks опубликовал секретную переписку.
10 декабря 2010, 09:14
Райан Галлахер

Комментариев нет:

Отправить комментарий