воскресенье, 27 декабря 2009 г.

Один Иисус – как много Христов?


ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
http://www.jwforum.ru/viewtopic.php?f=3&p=201644#p201644
Итак, беспристрастное чтение Евангелий позволяет нам обнаружить четырех Христов: 1) Трансцендентного и Гностического Христа Иоанна. 2) Мученического и простого Христа Марка. 3) Иудизированного Христа Матфея. 4) Христа из «истории спасения» Луки, погруженной в историю Рима и Палестины. Однако все это "Христы" или керигмы о Христе – вероятно третьего как минимум поколения христиан! Наиболее раннее из этих Евангелий – Евангелие Марка, было написано после 70 г.н.э. (т.е. после событий, связанных с разрушением Иерусалима Римлянами). Более точная датировка едва ли представляется возможной. Учитывая зависимость от текста Марка текстов Матфея и Луки, понятно, что те имеют еще более позднее происхождение. Однако до «Христов» наших евангелистов было еще как минимум два Христа: Христос Павла и Христос (или даже Христы?) его оппонентов.
Это следует из внимательного прочтения настоящих писем Павла: Галатам и 2-Коринфянам (особенно главы 10-13). Для понимания ситуации, ниже приведу подборку цитат из Галатам (в Переводе Нового Мира, ну имею слабость к нему :-)) ): Галатам 1:6–9: 6 Удивляюсь, что от Того, кто призвал вас незаслуженной добротой Христа, вас так быстро относит к благой вести иного рода. 7 Впрочем, она не иная — только есть некоторые, кто создаёт вам трудности и желает извратить благую весть о Христе. 8 Но даже если бы кто-то, мы или ангел с неба, возвещал вам как благую весть что-то сверх того, что возвещали вам мы, то да будет он проклят. 9 Как говорили мы раньше, так и теперь снова говорю: кто возвещает вам как благую весть что-то сверх того, что вы приняли, тот да будет проклят. Галатам 1:11–12: ...благая весть, возвещённая мной, не есть нечто человеческое, 12 потому что я был наставлен в ней не людьми и получил её не от человека, а через откровение Иисуса Христа. Галатам 1:15–20: 15 Но когда Бог, который дал мне появиться на свет и призвал меня по своей незаслуженной доброте, пожелал 16 открыть через меня своего Сына, чтобы я возвещал благую весть о нём другим народам, я не стал тотчас советоваться с плотью и кровью. 17 И я не пошёл в Иерусалим к тем, кто стали апостолами до меня, а отправился в Аравию и вернулся опять в Дамаск. 18 Потом, спустя три года, я пошёл в Иерусалим навестить Ки́фу и оставался с ним пятнадцать дней. 19 Но больше никого из апостолов не видел, только Иакова, брата Господа. 20 А в том, что́ пишу вам,— видит Бог, не лгу. Галатам 2:11–13: 11 Однако, когда Ки́фа пришёл в Антио́хию, я противостал ему, потому что он заслуживал осуждения. 12 До прибытия некоторых людей от Иакова он ел с теми, кто был из других народов; когда же они прибыли, стал сторониться и отделяться, опасаясь обрезанных. 13 В этом притворстве к нему присоединились и остальные иудеи, так что даже Варна́ва был вовлечён в их притворство. Галатам 3:1–6: ...О неразумные гала́ты, кто так плохо повлиял на вас? Ведь вы словно собственными глазами видели казнённого на столбе Иисуса Христа. 2 Одно только хочу узнать у вас: вы получили дух благодаря делам закона или благодаря тому, что слушали с верой? 3 Неужели вы так неразумны? Начав духом, теперь заканчиваете плотью? 4 Неужели напрасно вы столько страдали? Не может быть, чтобы напрасно! 5 Итак, дающий вам дух и творящий среди вас могущественные дела совершает ли это благодаря делам закона или благодаря слушанию с верой? 6 Вот Авраам «поверил Иегове и за это был признан праведным»... Галатам 4:17–18: 17 Они стремятся привлечь вас не из добрых побуждений, а из желания разлучить вас со мной, чтобы вы стремились к ним. 18 Однако лучше для вас, чтобы вас стремились привлечь из добрых побуждений всегда, а не только когда я с вами... Галатам 5:1–4: ...Ради такой свободы и освободил нас Христос. Поэтому стойте твёрдо и не окажитесь снова под ярмом рабства. 2 Вот, я, Павел, говорю вам, что, если вы обрежетесь, не будет вам пользы от Христа. 3 Кроме того, всякому человеку, который обрезается, я снова свидетельствую, что он обязан исполнять весь Закон. 4 Кем бы ни были вы, стремящиеся к тому, чтобы вас объявили праведными посредством закона, вы отделились от Христа, вы отпали от его незаслуженной доброты... Галатам 5:7–12: 7 Вы бежали хорошо. [b]Кто помешал вам и дальше повиноваться истине? 8 Такие убеждения не от Призывающего вас. 9 Немного закваски заквашивает всё тесто. 10 Я уверен в вас, находящихся в единстве с Господом, что вы не станете думать иначе, но создающий вам трудности, кто бы он ни был, подвергнется суду. 11 Что же до меня, братья, если бы я, как и прежде, проповедовал обрезание, то за что было бы меня преследовать? Ведь тогда столб мучений уже не был бы камнем преткновения. 12 [b]Те же, кто пытается вас поколебать, сами могут хоть оскопиться. Галатам 6:12–13: 12 Все, кто принуждают вас обрезаться, желают произвести хорошее впечатление по плоти, лишь бы только избежать преследований за столб мучений Христа, Иисуса. 13 Те, кто обрезаются, сами не соблюдают Закон, а вас хотят обрезать, чтобы им было чем похвалиться в вашей плоти. Кто является оппонентами Павла в письме Галатам? Как следует из текста, это некто, кто «желает извратить благую весть о Христе» (Галатам 1:7). В чем Павел их обвиняет? В том, что они побуждают Галатских христиан соблюдать требования Закона Моисея. Кто эти люди? Какие-то вероотступники от христианского учения? Еретики-раскольники? Неверующие в Христа Иудеи? НЕТ!!!!! Пример Павла относительно случая в Антиохии показателен: «некоторые люди от Иакова», брата Иисуса, руководителя Иерусалимской христианской общины, пришли в смешанную иудео-языческую христианскую общину (или было две общины: одна из иудеев, а другая из язычников???), в которой, вероятно, христиане из иудеев, вопреки существовавшим строгим иудейским традициям, достаточно свободно общались с собратьями-христианами из язычников, участвуя в совместных трапезах и богослужениях. Однако визит ревизоров от Иакова побудило этих иудеев, Варнаву (близкого соратника Павла) и даже Кифу (апостола Петра, одного из числа 12!!!), сделать вид, что они продолжают соблюдать эту сепаратную иудейскую традицию. Этот случай показывает, какой важный статус имели «люди от Иакова»! Это свидетельствует о том, что Христианская община во главе с Иаковом вовсе не разделяла Павловой вести об освобождении от Закона Моисея, о том что «конец Закона – Христос» (Римлянам 10:4), напротив, вероятно эта весть считалась среди большинства отступнической и подвергалась серьезному осуждению. Сравните подачу Лукой событий, предшествовавших аресту Павла в Иерусалиме, в Деяния 21:20-24: «Услышав это, они [старейшины Иерусалимской общины] стали прославлять Бога и сказали ему: «Видишь, брат, сколько тысяч верующих среди иудеев, и все они ревностны к Закону. 21 Но до них дошли слухи о тебе, что всех иудеев, живущих среди других народов, ты учишь отступничеству от Моисея, говоря, чтобы они не обрезали детей и не поступали по обычаям. 22 Что же делать? В любом случае они услышат, что ты пришёл. 23 Поэтому сделай то, что мы тебе скажем. У нас есть четыре человека, принявших на себя обет. 24 Возьми их с собой, очистись вместе с ними, как предписано, и возьми на себя их расходы, чтобы они обрили свои головы. И так все узнают, что в слухах, которые о тебе дошли, нет правды и что ты поступаешь как положено и сам тоже соблюдаешь Закон». Таким образом, становится понятным поведение иудеев из Антиохии, включая одного из «столпов» христианства (Галатам 2:9) в присутствии «некоторых людей от Иакова». Так что те, с кем ведет заочную полемику Павел в письме Галатам – это, вероятно, представители Иерусалимского взгляда на христианство, разделявшие позицию Иакова относительно этих вопросов. С аллюзией на них (а в их лице и на интерпретацию христианства в духе Иерусалимской общины во главе с Иаковом) Павел недвусмысленно заявляет: «гала́ты, кто так плохо повлиял на вас» (3:1) «Они стремятся привлечь вас не из добрых побуждений, а из желания разлучить вас со мной» (4:17) «стремящиеся к тому, чтобы вас объявили праведными посредством закона, вы отделились от Христа» (5:4) «Те же, кто пытается вас поколебать, сами могут хоть оскопиться» (оскопится, т.е. кастрировать сами себя!!!) (5:12) «кто принуждают вас обрезаться, желают произвести хорошее впечатление по плоти» (6:12) Риторика Павла не оставляет сомнений в том, что он считает Иерусалимский взгляд на христианство – заблуждением, а некоторых (или даже очень многих) его представителей, критикующих самого Павла – «лжебратьями», которым он предлагает обрезать себя хоть до кастрирования (т.е. до обрезания яичек: жесть!) Другими словами, Павел косвенно говорит Иакову: со своей проповедью обрезания и соблюдения закона можешь сам себя кастрировать!!! При этом, он считает Христа Иакова "искажением благой вести", достойным анафемы (Галатам 1:7-9), а собственную благую весть как 'не ... нечто человеческое, потому что Павел был наставлен в ней не людьми и получил её не от человека, а через откровение Иисуса Христа' (Галатам 1:11-12). Вот такие еще два Христа: Христос Иерусалимской общины, полностью иудейский, соблюдающий Закон и не призывающий к какому-либо его отвержению (даже мысли такой нет) и Христос Павла, положивший конец Закону («Закон стал нашим воспитателем, ведущим к Христу» Галатам 3:24). Таким образом, к обозначенным выше четырем "Христам" наших евангелистов добавим еще двух "Христов". 5) Иудаистский Христос Иерусалимской общины и Иакова 6) Антиномистский Христос Павла. Причем антагонизм между этими Христами достигал точки каления, так сказать, не на жизнь, а на смерть!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий