понедельник, 22 августа 2011 г.

Древние антопоморфизмы Яхве в именах библейских персонажей

Древние люди, когда придумывали имена, хотели этим выразить какую-то мысль, чтобы имя помогало носителю в жизни, чтобы выражало определенный статус его отношений с трансцендентным покровителем, божеством. Не исключением были и древние евреи, чьи литературные произведения и следы их культуры мы можем найти на страницах Еврейской Библии (Ветхого Завета в христианстве).

В Священном Писании мы встречаем имя Авия, которое носили 7 персонажей.


Вот как переводит это имя несколько словарей:

Авия ["(мой) отец - Яхве"] - словарь Брокгауза

Авия: (Иегова отец) - словарь Вихлянцева

АВИЯ [евр.  - Господь мой отец] – Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Есть основания предполагать, что изначально это имя свидетельствовало о некоторой семейной близости его носителя к божеству Яхве, который был членом семейного клана, его богом-родственником, богом-сородичем, богом-покровителем.

Правда, некоторые сегодня могут возразить, что и в христианстве Бога называют Отцом и что распространенность среди евреев имени Авия не подтверждает тезиса о происхождении веры в Яхве из более архаичных первобытных представлений о племенных духах и божках.

Однако смотрим еще одно имя – Ахия, носителем которого было 8 библейских персонажей:

Ахия (Ахиа) ["(мой) брат - Яхве"] - словарь Брокгауза

Ахия: (брат Иеговы) - словарь Вихлянцева

А́ХИЯ [Евр.,   - брат Господа] - Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как видим, это имя указывало не на подчинительный родственный (как в случае "Мой отец Яхве"), но на братский характер отношений между его носителем и божеством: "Мой брат Яхве".
Это идет несколько вразрез с той картиной отношений человека и Божества, представленной нам на большинстве страниц Ветхого Завета.
Правда, все же некоторые следы былых родственно-товарищеских отношений между людьми и богами сохранились, например, в эпизоде из Бытие Бытие 18:1–8 (Перевод И.Ш. Шифмана):

* И явился ему Яхве в дубраве Мамре, а он сидел у входа в шатер, в жару дневную.
2 И он поднял свои глаза, и увидел, и вот,— трое мужей стоят перед ним. И он увидел, и побежал им навстречу от входа в шатер, и поклонился до земли.
3 И он сказал: «Господь мой, если снискал я благоволение в Твоих глазах, не проходи мимо Твоего раба.
4 Дозволь взять немного воды, и омойте ваши ноги, и отдохните под деревом.
5 И разреши взять мне хлеба, и насытьте ваши сердца, а потом идите, ибо так вы пройдете мимо вашего раба». И они сказали: «Так сделай, как сказал».
6 И поспешил Авраам в шатер к Саре, и сказал: «Скорее (возьми) три сэа лучшей муки, замеси и испеки лепешки».
7 И к быкам побежал Авраам и взял теленка нежного и хорошего и отдал отроку, а тот быстро приготовил его.
8 И он взял масло и молоко, и теленка, которого тот приготовил, и положил перед ними,— а он стоял перед ними под деревом,— и они ели.

Вот так вот все просто у древних: божество осязаемо, с ним можно разговаривать, оно требует как и человек пищи и отдыха и Яхве - не исключение..

К тому же оно не знает всего, не всезнающе, иначе зачем фраза в Бытие 18:20–21 (Перевод И.Ш. Шифмана):

20 И сказал Яхве: «Вопль о Содоме и Гоморре велик, и их прегрешение очень тяжело.
21 Сойду-ка Я и посмотрю: так ли, каков вопль о них, доходящий до Меня, они делают все, или нет, Я узнаю».

В конечном счете, его даже можно одолеть, как, например, в описании борьбы между божеством и Иаковом в Бытие 32:24–31 (Перевод И.Ш. Шифмана):

25 * И остался Иаков один. И боролся некто с ним, пока не занялась заря,
26 и увидел, что не может одолеть его, и коснулся вертлюжной впадины на его бедре, и вывихнулась вертлюжная впадина на бедре Иакова, когда он боролся с ним.
27 И тот сказал: «Отпусти меня, ибо занимается заря». А он сказал: «Не отпущу тебя, пока не благословишь меня!»
28 И тот сказал ему: «Как твое имя?» И он сказал: «Иаков».
29 И тот сказал: «Не Иаков будет потом твое имя, но Израиль, ибо ты бился с Богом и с людьми и одолел».
30 * И спросил Иаков, и сказал: «Поведай же мне Твое имя!» И Он сказал: «Зачем это ты спрашиваешь Мое имя?» И Он благословил его там.
31 * И назвал Иаков то место Пениэль: «Ибо я видел Бога лицом к лицу, и спаслась моя душа».
Однако со временем божество эволюционировало в надкосмическое неантропоморфное существо, всеведающее и всемогущее, каким мы его встречаем в современном иудаизме. Именно с таким Божеством столкнулось большинство не-евреев в первые века новой эры, когда обратилось в новую религию - христианство.

3 комментария:

  1. Эндрю Тегмарк.
    А почему Яхве явился не один, а ещё с двумя?

    ОтветитьУдалить
  2. >>А почему Яхве явился не один, а ещё с двумя?

    Интересный вопрос, возможно, Яхве в сопровождении своей свиты? Думаете иначе? Поделитесь.

    ОтветитьУдалить
  3. Эндрю Тегмарк.
    Дело в том, что есть апологетические попытки доказать, что Аврааму явился не сам Яхве, а некий "ангел лица Яхве"

    ОтветитьУдалить